Ремонты мостов Р5079/ЦЕ5002

Ко мне уже не единожды поступают вопросы по ремонту мостов Р5079/ЦЕ5002. Пока могу сказать, что мне повезло, какого-то глубокого ремонта я им не проводил, так как определенные признаки жизни они подают. Но о кое-каких нюансах проведенного ремонта я Вам поведую.

1 – Силовой трансформатор.

Данный трансформатор, похоже болезнь всех мостов. Выполнен он на броневом сердечнике, стяг которого со временем ослабивает и он начинает гудеть. Один из мостов попавший ко мне в руки гудел так дико, что я думал, что у него короткозамкнутый виток. Но проверка LCR-метром не выявила проблем, первичка по контактам 240В показала добротность Q=6.5. Что хороший показатель.

Тогда я применил старый дедовский способ ремонта броневых трансформаторов. Дело в том, что от качества стяга частей сердечника прямо зависит уровень шума.

На данном фото, сердечник уже очищен, но изначально, на стыке половинок присутствовала краска, что ухудшало качество стяга. Ее я очистил с помощью FluxOff, он не плохо ее растворяет.

После чего из ферритовой чашки N48(какой не жалко) наточил советским надфилем ферритовый порошок, и замешал на советской эпоксидке ферритовый клей. Подчеркиваю, клей нужен именно ферритовый, чтобы минимизировать магнитный зазор от неровностей шлифа долек сердечника. Твердый импортный феррит N48 хорошо измельчается в очень мелкодисперсную пыль советскими надфилями.

Проклеил стык долек сердечника, и забил в сердце трансформатора осиновые колья laugh Ну а если быть точным, то увеличил натяг стальных стягивающих лент подручными средствами, т.е. зубочистками, чтобы дольки сердечника склеились с минимально возможным зазором.

Внутри трансформатора я нашел пасхалку crazy А именно параметры его намотки. Которые есть и в документации на прибор. Кстати документация на Р5079 теперь полная, со схемами! Выражаю искреннюю благодарность читателю блога, который прислал фото схем на Р5079.

На данном фото так-же видно, что обмотки я не спаивал со станины и просто раздвинул ее для проведения обслуживания.

После сборки и проклейки, добротность первички немного возросла до Q=7.5

Что свидетельствует о том, что немагнитный зазор уменьшился, и я все сделал правильно.

Трансформатор абсолютно перестал гудеть.

2 – Замена индикаторов.

В одном мосту я поменял индикаторы на GNS-3011HS, они полностью совместимы по ножкам с АЛС324Б1/АЛС333Б1. На второй мост мне уже не хватило, так как к сожалению они уже сняты с производства, и вместо них продают GNS-3011HS-11, которые не совместимы.

Пришлось закупать Kingbright SA04-11EWA. Они по распиновке отличаются контактом “точки”. В принципе будет не сложно перерезать дорожку и поставить на плате перемычку, чтобы они работали правильно. Но пока индикаторы не приехали жду.

3 – Стресс тест.

Стресс тест на мосту Р5079 показывает, что повышенное напряжение линии 5В, на протяжении года эксплуатации, не пошло ему на пользу. Логика мрет….

Мрут дешифраторы ИД2, померло несколько других чипов. Поиск и их диагностику я делал исключительно симптоматическую, когда они выходили из строя, схемы то у меня еще не было. по этому я исходил исключительно из симптоматики, пример: Сдохло переключение напряжения мин-макс, проверял работу логики прямо начиная с тумблера мин-макс на задней панели. Сдохли 3 индикатора, проверка показала что не работают дишефраторы  ИД2. Сейчас частично приказал долго жить еще и 4-й ИД2, перестав индицировать цифру “7”.

4 – Ремонт генератора.

Ремонт генератора тоже был не сложный. Сначала я его пропаял, глюк генератора ушел, но вернулся через несколько дней. Дальнейшие изучения генератора показали что глючит один из транзисторов раскачки силового каскада. Замена помогла.

Во втором мосту тоже какие-то проблемы с генератором, но его пока не изучал.

5 – Релюшки.

Тесты релюшек моста показали интересную симптоматику. Они срабатывают, и сопротивление контакта часто в пределах нормы. Но не всегда! иногда надежного контакта нет, особенно на режимах высоких емкостей (микрофарады). Показания начинают плыть. Мне мосты нужны для себя, я бюджет на них не экономлю, по этому релюшки, пока они продаются в магазинах, тупо меняю вообще все, на точно такие-же но новые.

В общем пока ничего особо критичного по ремонту у меня не было. Но надеюсь второй мост преподнесет мне сюрпризы…. я его пока глубоко не изучал, только первые поверхностные симптомы.

Каких-то осциллограмм работы частей мостов и тому подобное, я делать не планирую, просто когда проблему ищешь как-то не до того, а когда ее уже исправил, так вроде все очевидно сразу становится. Но отчеты о ремонте я эпизодически буду кидать на бложик. А то не ровен час, Вы подумаете что я сочкую… blush